Главная » Новости » Владимир Путин на совещании с членами Правительства обсудил текущую экономическую ситуацию

Владимир Путин на совещании с членами Правительства обсудил текущую экономическую ситуацию

Владимир Путин провёл совещание с членами Правительства. Обсуждались текущая экономическая ситуация в стране, перспективы развития банковской сферы, рынка кредитования, пути увеличения минимального размера оплаты труда, линия других актуальных тем. Раздельно рассматривался вопрос повышения качества и прозрачности предоставления гражданам жилищных и коммунальных услуг.

Совещание с членами Правительства.
На совещании с членами Правительства.
Совещание с членами Правительства.

В.Путин: Добросердечный день, уважаемые коллеги!

Мы ныне поговорим по ряду вопросов, в том числе обсудим текущую экономическую динамику, её прогноз до 2020 года. Давайте в этой связи послушаем Министра экономического развития.

Пожалуйста.

М.Орешкин: Многоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

У нас в принципе последние несколько лет были с не очень успешной экономической динамикой, и это сформировало несколько пессимистичный взгляд на развитие экономки. Если посмотреть на ожидания экспертов основы года, то рост ВВП ожидался не выше одного процента. Ныне уже можно с уверенностью произнести, что такие пессимистические прогнозы не оправдались.

Мы в начале года вышли с оценкой, которая предполагала рост экономики темпом выше двух процентов, снижение инфляции ниже целевого уровня в четыре процента. И текущая динамика подтверждает, что даже наши оценки оказались несколько пессимистичными. Во втором квартале этого года экономический рост ускорился до уровня в 2,5 процента, а уровень инфляции по состоянию на начало прошлой недели составил 3,2 процента.

Что в значительной мере превзошло даже наши ожидания – это рост инвестиционной активности. Данные показывают, что по итогам второго квартала рост составил 6,3 процента. Это весьма позитивная новость, потому что реализованные инвестиционные проекты сегодня – это более деятельный рост экономики завтра. В ближайшие месяцы после некоторого технического замедления роста в июле мы ожидаем очередную волну позитивных новостей и новую волну ускорения экономического роста. С чем она будет связана?

Первое, и очень важное – мы входим в долгосрочный цикл роста кредитной активности банковской системы. У нас инфляция стабилизировалась на низком уровне, за последние несколько лет снизилась долговая нагрузка будто населения, так и компаний. Всё это открывает дорогу к многолетней фазе кредитного цикла. Снижение инфляции до 3,2 процента, что гораздо ниже целевого уровня, – это будто раз сигнал для дальнейшего снижения ставок Банком России. Его задача, будто известно, – обеспечивать стабильную инфляцию на уровне четырёх процентов. Банк России уже заявил, что готовится к снижению процентных ставок.

За последний месяц, если глядеть уже внутрь банковской системы, мы стали свидетелями резкого снижения процентных ставок по ипотеке крупнейшими банками. Базовый степень опустился ниже десяти процентов, в итоге доступность жилья в российских городах гораздо выросла и находится на максимальном уровне. На этом фоне мы ожидаем осенью-зимой рекордных объёмов выдачи ипотечных кредитов. Это окажет серьёзную поддержку стройкомплексу и производству строительных материалов в тех секторах, где ещё кушать значительные недозагруженные мощности.

Набирает темп розничное кредитование, и здесь важное отличие от предыдущего цикла, что банки больше концентрируются на кредитных продуктах с меньшим уровнем риска, так, связанных с зарплатными проектами. Потому здесь можно тоже ожидать устойчивую динамику.

И наконец, корпоративное кредитование. Динамика тоже вышла в положительную район, и она поддерживает инвестиционную активность в экономике.

Другой момент. Мы ожидаем восстановление потребительского спроса. Тут помимо восстановления кредитной активности, о которой я уже сказал, важно отметить активизацию роста заработных плат. Уже в этом году рост реальных заработных плат может превысить три процента, а в следующем году мы ожидаем рост на уровне четырёх процентов, в том числе благодаря росту зарплат в бюджетном секторе.

Нам, разумеется, потребуется несколько лет, чтоб восстановить потери доходов населения кризисных 2014–2015 годов, однако важно, что тот рост доходов, какой сейчас начинается, основан не на конъюнктуре нефтяных цен, а на активном росте производительности труда. В этом году этот показатель должен добавить два процента после символической 0,1 прошлого года.

Учитывая рекордно низкую безработицу, которая, по нашей оценке, в трёхлетней перспективе снизится до 4,7 процента, а также неблагоприятные демографические тренды, собственно рост производительности труда станет ключевым в обеспечении роста экономики и доходов населения в целом.

Третье направление – это дальнейший рост инвестиционной активности. Тут важен продолжающийся качественный рост предсказуемости условий для российского бизнеса. Этому уже способствуют внедрённые за последние годы изменения в макроэкономической политике: это инфляционное таргетирование от Банка России, которое позволило добиться рекордно низкого уровня инфляции, это ответственная бюджетная политика и внедрение нового механизма сглаживания колебаний нефтяных цен на внутреннюю экономику.

Что важно – предсказуемость растёт и на микроуровне. Начата реформа контроля и надзора: он исподволь становится более предсказуемым и, главное, переориентируется на предотвращение, а не на наказание.

Важным элементом снижения административного давления являются и те решения, о которых Вы объявили недавно на совещании на Нижне-Бурейской ГЭС.

Значительный элемент предсказуемости – это тарифное регулирование. В этом году мы продолжили политику неизменности уровня индексации и привязки его к целевому уровню инфляции. В ближайшее пора подготовим предложения о переходе на долгосрочное тарифообразование, чтоб была ясность как для инфраструктурных компаний, этак и для бизнеса на максимально длительный этап. Тоже об этом недавно говорили на совещании во Владивостоке.

Важная задача с точки зрения экономической политики – это, конечно же, активная поддержка инструментов финансирования инвестиций. У нас активно развиваются программы поддержки, в первую очередность инвестиционного кредитования. Для малого и среднего бизнеса это программа «Шесть с половиной». Готовим к запуску «фабрику проектного финансирования», она поддержит проекты размером от трёх миллиардов рублей.

Раздельно хочу сказать спасибо Банку России, какой активно поддержал разработку этой программы. По кредитам, выданным в рамках данного проекта, к банкам будут применены пониженные требования по резервированию и по капиталу. Первые кредиты мы ожидаем к выдаче в первом квартале 2018 года.

Весьма важно, что обе эти программы мы выстроили таким образом, что принятие решения о выдаче конкретного кредита будет приниматься без участия чиновников.

Разумеется, важным элементом роста инвестиционной активности станет и программа инфраструктурной ипотеки. О ходе её подготовки буду доносить Вам в ближайшее время. В результате, в том числе эффекта от этих программ, мы ожидаем, что весь прогнозный этап у нас будет активный рост инвестиций в диапазоне от пяти до шести процентов в год.

Понятно, что для экономического роста также важную роль играют и приоритетные проекты Правительства. С точки зрения максимального эффекта собственно на рост ВВП хотел бы отметить проект по созданию условий для активного роста несырьевого экспорта, а также недавно утверждённый проект по повышению производительности труда. В рамках последнего мы также, так, нацелены на активное сотрудничество с нашими японскими партнёрами и на Дальневосточном форуме будто раз подписали соответствующее договоренность.

В итоге после роста ВВП на 2,1 процента в этом году в ближайшие три года мы ожидаем устойчивый рост российской экономики темпом не ниже двух процентов в год, стабильную инфляцию на уровне четырёх процентов, а также восстановление доходов населения. За трёхлетний этап рост реальных зарплат должен составить возле десяти процентов.

Рост заработной платы крайне важен, потому что он позволяет притягивать и оставлять в стране лучшие таланты, а в современной глобальной экономике конкуренцию вечно выигрывает тот, кто способен максимально эффективно, во-первых, реализовывать потенциал своих граждан, и, во-вторых, быть наиболее привлекательным местом для жизни и работы лучших талантов.

У нас покамест ещё сохраняются различия между базовым и целевым сценарием прогноза. В базовом варианте рост экономики достигает отметки в 2,3 процента, а в целевом – 3,1 процента. Потому в настоящее время Правительство продолжает вырабатывать и постепенно приступает к реализации всё новых и новых изменений, которые будто раз и будут обеспечивать рост экономики темпами выше среднемировых.

В первую очередность, помимо озвученных сегодня программ, выговор идёт о программе цифровой экономики, повышении конкурентоспособности российских городов и о целом ряде других проектов. Отмечу также, что покамест мы в базовый сценарий закладываем консервативный эффект даже от тех мер, которые уже начали внедряться.

Доклад закончен.

В.Путин: Максим Станиславович, всё, что Вы сказали, безусловно, говорит о том, что российская экономика из кризиса вышла, набирает обороты, и нам в этих условиях нужно сделать всё для того, чтоб эту динамику сохранить. Мы недавно с Вами говорили об этом и на международных форумах, в том числе на саммите БРИКС.

Это всё такая динамика, которая даёт результаты исподволь. И участники экономической деятельности, и граждане исподволь будут ощущать позитивные факторы, происходящие в экономике.

Вы сказали о восстановлении доходов населения, мы знаем и о росте заработной платы. Совместно с тем некоторые эксперты полагают, что в целом реальные доходы людей покамест восстанавливаются достаточно медленно. Это первое.

Второе. Вы сказали о восстановлении потребительского спроса. Между тем за последнее пора рост розничной торговли составил итого 0,7 процента, это Вы наверняка тоже должны знать.

И третье. С учётом курсовой разницы растёт и импорт. Это уже ощущают производители отечественной продукции, это уже видать на полках, это уже видать по тому, как ведут себя торговые сети.

Просил бы Вас это всё прокомментировать. Что вы считаете целесообразным сделать? Или уже всё предусмотрено, что вы хотите и считаете нужным сделать? Что бы вы рекомендовали будто ведущее экономическое ведомство всему Правительству, всему экономическому блоку?

М.Орешкин: Вы абсолютно правы, что восстановление доходов покамест только началось и носит подлинно ограниченный характер. Можно отметить ситуацию этого года, когда кушать рост производительности труда, и это позволяет увеличивать и рост реальных заработных плат. Потому те меры, которые сейчас реализует Правительство, эффект от которых будет чрез год, через два, – они будто раз нацелены на поддержку инвестиционной активности, для того чтоб обновлялись производства. И проект, так, по росту производительности труда – это применение современных управленческих технологий на предприятиях, которые также будут позволять увеличивать выработку и доход на одного работника.

Всё это совместно будет складываться в картину, которая будет позволять наращивать и уровень заработных плат, и других доходов населения. Весьма важно, чтобы рост производительности и рост заработных плат шли нога в ногу, чтоб этот рост был сбалансирован и устойчив, и у нас не было бы провалов в дальнейшем.

Рекомендуем почитать :  Почему Россия пускает поезда в обход Украины

Что касается обменного курса, то, подлинно, ситуация неоднозначная. К доллару в целом идёт укрепление, однако, например, к евро валюта у нас ослабла по сравнению с уровнем прошлого года. Это связано с тем, что доллар с начала этого года весьма серьёзно ослаб ко всем мировым валютам. Если евро к доллару был 1,05 в начале года, то сейчас этот показатель выше 1,20.

Однако, действительно, импорт растёт. Это в том числе проявление того, что начинает восстанавливаться потребительский спрос. Так, мы видим, что продажи автомобилей сейчас растут на 16 процентов к уровню прошлого года, а значительное число автокомпонентов импортируется, поэтому это тоже влияет на общий объём импорта.

Тут задача, конечно же, сохранить конкурентоспособность российских производств, но делать это, считаю, нужно не за счёт снижения реальных доходов населения, а в первую очередность за счёт инвестиций в новое оборудование, внедрения новых технологий, цифровизации производств, внедрения новых управленческих технологий. Те меры, о которых я говорил, на это нацелены: и снижение административного давления тут очень важно, и, конечно, предсказуемость в тарифной ситуации тоже является важным элементом.

В.Путин: Неплохо, я понял. Спасибо.

И сегодня хотел бы также раздельно остановиться на теме минимального размера оплаты труда. Мы с Дмитрием Анатольевичем [Медведевым], когда обсуждали дискуссии, которые ведутся в Правительстве по бюджету, затрагивали эту тему. Хотел бы ныне послушать, что скажет Максим Анатольевич по этому поводу, о соотношении с прожиточным минимумом. Мы с Вами совершенно недавно, только неделю назад, в закрытом режиме обсуждали эту тему, и я просил Вас поразмыслить дополнительно, сформулировать свои предложения.

Пожалуйста.

М.Топилин: Многоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В соответствии с Трудовым кодексом предусмотрена норма о том, что минимальный размер оплаты труда должен в перспективе быть не ниже, чем прожиточный мало-мало населения в трудоспособном возрасте. За последние годы мы совместно с социальными партнёрами (это вечно является предметом диалога Правительства, работодателей и профсоюзов) исподволь продвигались по решению этой задачи. Напомню, что ещё в 2015 году соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда составляло чуть более 50 процентов. За последние два года (2016 и 2017 годы) троекратно увеличивался минимальный размер оплаты труда, и за эти два года увеличение составило 31 процент.

Самое серьёзное повышение было в прошлом году с 1 июля, когда мы одномоментно повысили минимальный размер оплаты труда на 21 процент. За счёт этих системных решений сейчас МРОТ составляет 7800 рублей с 1 июля этого года, и мы вышли на соотношение чуть более 70 процентов, если быть точным, 71 процент. Мы всегда ведём диалог с социальными партнёрами по решению этой задачи.

За счёт этих действий у нас по сравнению с 2015 годом в 2017 году число граждан, которые получают заработную плату меньше прожиточного минимума, сократилось с 5,5 до четырёх миллионов человек. То есть тут динамика достаточно серьёзная, хотя мы понимаем, что в перспективе, разумеется, такого быть не должно, все должны получать зарплату не ниже прожиточного минимума.

Владимир Владимирович, мы ведём работу с социальными партнёрами, с Государственной Думой. В этом году была создана рабочая группа в Государственной Думе во главе с [первым] заместителем Председателя Александром Дмитриевичем Жуковым, всегда велись переговоры, считались различные варианты, различные модели по срокам, по темпам приближения.

Сейчас этот проблема становится крайне актуальным, потому что мы вступили в стадию переговоров с работодателями и профсоюзами. В этом году завершается действующее Генеральное договоренность [между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации], к следующему году мы должны условиться о новом Генеральном соглашении и затвердить все параметры, в том числе, безусловно, нам нужно определиться с параметрами, сроками повышения МРОТ и доведения его до прожиточного минимума. Мы полагали бы с учётом того, что сейчас формируется федеральный бюджет, в рамках этого бюджетного цикла этот проблема окончательно решить.

В.Путин: Смотрите, у нас в 2016 году МРОТ повышался двукратно: с 1 января и с 1 июля. В текущем году также был увеличен на четыре процента и с 1 июля составляет 7800 [рублей].

М.Топилин: 7800 – это 71 процент от прожиточного минимума.

В.Путин: Почитай 72 процента.

Вы верно сказали, нам нужно разрешить принципиальную задачу – довести минимальный размер оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума, нужно уровнять это с прожиточным минимумом и преодолеть ситуацию, когда минимально возможная заработная плата не покрывает даже базовые затраты граждан.

Понимаю всю внутреннюю дискуссию, которая идёт в Правительстве, понимаю коллег, которые защищают различные точки зрения, потому что такие шаги ведут к серьёзным дополнительным расходам государства, собственно говоря, и бизнеса. Совместно с тем полагаю очень важным и необходимым сделать это и сделать будто можно быстрее – в соответствии, разумеется, с возможностями бюджета.

Предлагаю будто минимум с 1 января 2018 года повысить МРОТ с нынешних 71–72 процентов от прожиточного минимума трудоспособного населения до 85 процентов. И не позднее – а если Правительство посчитает возможным, и раньше, но не позднее 1 января 2019 года – приравнять МРОТ и прожиточный мало-мало. Прошу Правительство внести соответствующие предложения в Государственную Думу совместно с проектом федерального бюджета на ближайшую трёхлетку.

И ещё одинешенек текущий вопрос. Хотел справиться у вице-премьера по социальным вопросам, будто прошёл приём в высшие учебные заведения, в средние специальные заведения и как начался учебный год?

О.Голодец: Многоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

У нас в этом году учебный год начался для 30 миллионов 400 тысяч человек. В дошкольные учебные заведения пошли 7,3 миллиона дошкольников, это на 188 тысяч больше, чем в прошлом году.

Мы вовремя реализовали программу по созданию дополнительных мест в дошкольных учреждениях. Напомню, что за предыдущие три года создано дополнительно 1 миллион 340 тысяч мест в детских садах, и это ныне позволяет детям от трёх до семи лет подлинно получать образование на основе хорошей доступности. То есть очереди для детей от трёх до семи лет дудки в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации. Такая очередность сохраняется только в пяти регионах, где программа продолжается: это Северная Осетия, Дагестан, Тыва, Крым и Ингушетия.

По школьному образованию. В первые классы в этом году пошло 1 миллион 800 тысяч учеников, что на 100 тысяч больше, чем в прошлом году, а всего за парты в школах село 15 миллионов 500 тысяч детей.

В опережающем темпе реализуется программа по формированию школьной инфраструктуры и, подлинно, появились и качественные прорывы на этом направлении. У нас созданы весьма современные типовые школы, которые позволяют расширить сеть школьного образования и создать современные обстоятельства для учащихся. В этом году к новому учебному году было сдано 76 новых школ, и до конца года будут сданы ещё 94 школы.

Школьное пространство ныне дополнено очень серьёзными программами по повышению квалификации педагогов и по формированию новых ФГОСов, это даёт устойчивый позитивный итог в обучении. Наши школьники традиционно уже показывают отличные результаты по международным оценкам (TIMSS, PISA и PIRLS) и наши учащиеся показывают хорошие результаты на едином государственном экзамене.

В этом году мы увидели серьёзные качественные изменения, прежде итого по таким предметам, как физика и информатика. Это же подтвердилось и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения.

В этом году самый рослый проходной балл был в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики на направлении подготовки «Прикладная математика и информатика». Тем детям, которые захотели там обучаться, той молодёжи пришлось победить порог 99,7 балла. Весьма высокий балл был в Высшей школе экономики по той же самой специальности – 99,3 балла. Тяжелее итого в этом году было устроиться в Московский физико-технический университет: посредственный проходной балл составил 85,3 балла.

В этом году в среднем вырос балл для поступления, это говорит о качестве приёма. Весьма серьёзно изменился состав обучающихся: он был чётко увязан с теми потребностями, которые формирует сегодняшняя экономика. План приёма для обучения по специальностям, прежде итого IT, «Авиационная и ракетно-космическая техника», увеличен на 5,3 процента, по ядерной энергетике – на 5,5 процента, кораблестроению – на 2,5 процента. Увеличивается часть мест по медицинским специальностям. Устойчиво держится на высоком уровне зачисление на педагогические специальности, и мы увидели, что конкурс на педагогические специальности тоже остаётся довольно высоким – два с половиной человека на место.

Также у нас кушать качественные изменения при приёме в колледжи. При приёме в колледжи, куда в этом году пошло обучаться 2,8 миллиона человек, мы увидели рост конкурса по целому ряду специальностей. Так, на специальность «Повар» в некоторых колледжах конкурс достигал девяти человек на место. И работодатели ныне просят о том, чтобы практику целевого приёма, которую мы применяем в отношении высших учебных заведений, мы распространили на средние специальные учебные заведения. Мы прорабатываем такие возможности.

Доклад закончен.

В.Путин: То есть мы наблюдаем рост интереса к рабочим профессиям.

О.Голодец: Конечно.

В.Путин: По-моему, у нас на 50 тысяч больше поступило в средние специальные профессиональные учебные заведения.

О.Голодец: Конечно.

В.Путин: Статистика, которую Вы сейчас привели, правильная, но звучит будто-то странновато: два с половиной человека на место. Уж говорили бы: какое-то число абитуриентов, приведённое к чему-то. Но «два с половиной человека» – это странновато звучит.

Неплохо. Давайте перейдём к главному вопросу.

Поделиться:

Новости России
Luchatta.ru

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*