Главная » Новости » Су-25: На смену легендарному «Грачу» придут новинки «Утёнок» или «Рукавица»

Су-25: На смену легендарному «Грачу» придут новинки «Утёнок» или «Рукавица»

Военный эксперт, заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко в интервью изданию «Экономика сегодня» сообщил о планах Министерства обороны заменить штурмовик Су-25 на новый аэроплан фронтовой авиации.

Идея замены легендарного штурмовика высказывается отнюдь не в связи с его «преклонным» возрастом. Аэроплан был принят на вооружение в далеком 1981 году. Проявил свои прекрасные боевые возможности в Афганистане. И впоследствии участвовал в целом ряде вооруженных конфликтов. Продолжает воевать и сейчас — в Сирии. Истина, это уже модифицированный аэроплан Су-25СМ. Более того — парк «Грачей», будто неофициально называется штурмовик, начинают доводить до уровня Су-25СМ3, оснащенного современным радиоэлектронным и прицельным оборудованием.

Что же касается самого планера, то для штурмовика он идеален. Из-за фантастической живучести самолета его называют «летающим танком». За 8 лет Афганской войны Су-25 совершили возле 60 тысяч боевых вылетов. Процент поражения целей управляемыми ракетами — 95. Потери составили 23 самолета при среднем налете на каждом из них 2800 часов. На каждый сбитый штурмовик приходилось в среднем 90 повреждений. Известны случаи, когда Су-25 возвращались на базу со 150 пробоинами. Ни один «Грач» не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели летчика. Таких показателей не было у других советских и иностранных самолетов истребительной и штурмовой авиации.

Известен цельный ряд случаев, которые, казалось бы, противоречат законам физики и механики. Этак, например, майор А. Рыбаков дотянул до аэродрома на самолете с захлебнувшимся двигателем, залитым керосином из пробитых баков, иссеченным осколками фонарем, целиком отказавшей гидросистемой и не выпускающимся шасси. В кабине не работал ни один прибор, и летчик с залитым кровью лицом вел аэроплан вслепую, по командам напарника. Сев на брюхо, пилот бросился в сторону от самолета, и лишь убедившись, что взрыв машине не грозит, вернулся и выключил двигатель.

Феноменальная живучесть была обеспечена полной бронированностью кабины и основных агрегатов самолета. Широко применялось дублирование узлов, агрегатов, трубопроводов и электросети.

Современная модификация «Грача» — Су-25СМ3 — позволяет эффективно решать задачу поддержки сухопутных войск. У самолета новая прицельная система, благодаря которой неуправляемые ракеты и бомбы приближаются по качеству к высокоточному оружию. Размашистый набор ракетно-бомбового оружия — 25 позиций, что позволяет трудиться со всеми видами целей. Навигационная система обеспечивает возможность участия в операциях в любое пора дня и ночи при любых погодных условиях.

Однако у Министерства обороны, намеревающегося заменить «Грача» иной машиной, претензии к нему отнюдь не технического характера. Все что делал Су-25, то же делает и Су-25СМ3, но на более высоком уровне и с еще большей надежностью. Попросту самолет перестал удовлетворять современной тактике поддержки сухопутных войск.

Одна из претензий заключается в том, что он имеет небольшой военный радиус — чуть больше 300 км. Считается, что при нынешней динамичности наземных операций этого недостаточно. К тому же это недостаточное удаление аэродрома от линии фронта, и авиационная техника со сложными наземными коммуникациями становится досягаемой для ракетных ударов противника. Но если вытекать этой логике, то необходимо отменять и ударные вертолеты Ми-28 и Ка-52, у которых военный радиус еще меньше. К тому же практика показала, что «Томагавки» способны долетать и до более удаленных аэродромов.

«В вину» Су-25 ставят и его дозвуковую скорость. И это тоже звучит странно. Во-первых, у вышеназванных вертолетов скорость еще ниже, и значительно. Но они считаются прекрасными машинами, целиком удовлетворяющими требованиям к огневой поддержке действий сухопутных войск. Во-вторых, для современных систем ПВО практически дудки никакой разницы, какую скорость развивает летательный аппарат. Если, разумеется, она не гиперзвуковая.

И еще одинешенек момент. Поскольку главной задачей, поставленной перед конструкторами, было достижение высочайшей живучести при работе самолета на малых высотах, то значительная доля полезной нагрузки была затрачена на системы защиты. В результате нормальная боевая нагрузка составила итого лишь 1,5 тонны. Максимальная — 4,4 тонны, но такое число бомб и ракет самолет способен доставлять на небольшие расстояния от аэродрома.

В действительности же ситуация с заменой штурмовика гораздо сложнее. Она предопределена целым комплексом обстоятельств, среди которых изменение тактики штурмовой авиации, вероятно, не самое главное. Тут сплелись и финансовые мотивы, и разумеется, подковерные сражения производителей, и даже оглядка на вероятного противника.

Вероятный противник, судя по всему, намерен послать на вечный покой свой штурмовик А-10. Предполагалось, что его функции возьмет на себя многоцелевой истребитель пятого поколения F-35. Многофункциональность этого самолета была раздута до невероятных размеров, он должен был выйти сверхуниверсальным. Но это привело к тому, что каждую свою функцию он выполняет чистосердечно слабо. Так что аэроплан получился неудачным. У США кушать еще один штурмовик, но он относится не к ВВС, а к ВМС — F/A-18. Это палубный истребитель, о чем свидетельствует присутствующая в его индексе «истребительная» литера F. Но при этом с функциями штурмовика — об этом говорит «штурмовая» литера А.

В России пытались не только сохранить штурмовик в чистом виде, но и подтянуть его до уровня самолета пятого поколения. В связи с чем существовала идея создания Перспективного авиационного комплекса Штурмовой авиации. Однако в нынешней экономической ситуации эта задача нереализуема. Вытянуть бы перспективный бомбовоз, программа создания которого уже запущена. Также ведется выговор о перспективном перехватчике, этот проект находится на этапе согласования.

Рекомендуем почитать :  Как бы наивный американский дипломат про Россию, Украину и Белоруссию

Совместно с тем современную концепцию универсализации самолетов никто не отменял. Если, разумеется, она осуществляется в рамках разумного. Вряд ли в этом веке может показаться самолет, совмещающий в себе функции дальнего бомбардировщика, и истребителя, созданного для завоевания господства в воздухе.

Дмитрий Дрозденко говорит о том, что кушать идеи создания нового штурмовика на базе истребителя-бомбардировщика Су-34, неофициально называющегося «Утенком» из-за приплюснутого носа. То есть доразвить у многофункционального самолета функцию, которая у него, по сути, кушать. Су-34, принятый на вооружение в 2014 году, способен не только наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям, но и постоять за себя при встрече с истребителями противника. Это возможно и за счет высокой маневренности, и соответствующих ракет «воздух-воздух», и прицельной системы, которая включает в себя РЛС будто переднего, так и заднего обзора.

При этом он прекрасно защищен от ударов противника, будто воздушных, так и наземных. Кабина, будто и у Су-25, тоже бронированная. При этом толщина бронестекла фонаря и титановых пластин, прикрывающих кабину, больше. Также используется дублирование основных узлов и систем и их прикрытие бронепластинами, защищающими от снарядов калибра до 20 мм включительно. То есть это уже почитай штурмовик. Необходимо лишь несколько скорректировать номенклатуру вооружения и модифицировать прицельную систему.

Су-34 — тяжкий самолет, его максимальная взлетная масса достигает 45 тонн. Соответственно, велики и боевой радиус, и боевая нагрузка — 1100 км и 4400 кг (нормальная), 12500 кг (максимальная). Сверхзвуковая скорость будто на высоте (2200 км/ч), этак и у земли (1400 км/ч). Все это существенно превышает характеристики «Грача». Кроме, неужели что живучести, которую Су-25 уже с блеском продемонстрировал. А Су-34 еще лишь предстоит доказать. Правда, он уже сражается в Сирии, но при этом решает задачи бомбардировщика, для чего дудки необходимости снижаться до высоты, до которой достают ПЗРК.

Этак что в случае создания штурмовой модификации Су-34 аэроплан совместит в себе три функции — истребительную, бомбардировочную и штурмовую. Более того, существуют предварительные планы разработать на его базе еще и самолет радиоэлектронной борьбы. Это целиком совпадает со стратегией сокращения номенклатуры истребительного парка за счет универсализации машин в разумных пределах.

Называется и еще одинешенек претендент на то, чтобы стать российским штурмовиком, — учебно-военный самолет Як-130, по кодификации НАТО «Рукавица». В качестве УБС этот легковесный самолет вызывает самую высшую похвалу. Современная электроника позволяет воссоздавать в полете особенности поведения целого ряда самолетов, будто отечественных, так и зарубежных: Су-30, Су-35, МиГ-29, F-15, F-16, F-22, F-35, Rafale и Typhoon. В этой модификации аэроплан эксплуатируется в ВВС России с 2010 года. Имеет большенный экспортный потенциал — его закупают в 6 странах. И еще несколько стран стоят в очереди на утверждение заявок.

Но его штурмовая модификация, которая была представлена на авиасалоне МАКС-2015, вызывает цельный ряд вопросов. Речи о бронировании кабины и усилении защиты основных систем не идет. Масса пустого самолета итого лишь 4600 кг, и навесить на него серьезную защиту весьма проблематично без ухудшения летных качеств. ОКБ Яковлева сообщило о том, что в конструкцию добавлен лазерный дальномер, какой позволяет эффективно работать по наземным целям. Но при этом придется существенно подновить вооружение. Сейчас Як-130 имеет ракеты «воздух-воздух» малой дальности, блоки неуправляемых ракет и бомбы, будто корректируемые, так и свободнопадающие.

По защите этот аэроплан можно сравнить с предназначенным для ВДВ самоходным орудием «Спрут-СД», которое, по сути, является легким танком с очень слабой бронезащитой. Но там это объясняется тем, что танк десантируемый, он должен быть легким. В случае же с легким штурмовиком, вероятно, во главу угла ставится его дешевизна. И еще — у десантного танка весьма солидная огневая мощь, представленная гладкоствольной пушкой калибра 125 мм. А Як-130 способен подымать в воздух не более 3 тонн ракет и бомб.

У нынешней модификации Як-130 дудки РЛС. На сайте корпорации «Иркут» ничего не говорится и о бортовой станции обороны. То есть разработчикам придется немало вложить в самолет, чтобы он стал штурмовиком. Лазерного дальномера тут открыто недостаточно. И даже при условии, что все доработки будут выполнены идеально, вряд ли стоить ожидать, что этот аэроплан в качестве штурмовика составит конкуренцию Су-34. У него может быть весьма ограниченное поле деятельности — противопартизанская война. Когда штурмовику ничто не угрожает сверху, а сухопутные части имеют малоэффективное оружие.

Новости России
Luchatta.ru

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*