Главная » Новости » Перспективы военного судостроения России

Перспективы военного судостроения России

«Мы в состоянии создать атомный ударный авианосец»

Автор – Михаил Ходаренок

Маковка ОСК Алексей Рахманов о планах российских кораблестроителей

Президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов в интервью «Газете.Ru» рассказал о возможностях ОСК по строительству самых современных и перспективных кораблей, включая атомный ударный авианосец. Кроме того, маковка крупнейшего судостроительного холдинга в России и Восточной Европе высказал суждение об основных целях, задачах и проблемах отечественного кораблестроения.

ВМФ России: задачи, проблемы и перспективы отечественного военного кораблестроения

– Алексей Львович, будто бы вы охарактеризовали возможности отечественной судостроительной промышленности по постройке атомного ударного авианосца водоизмещением порядка 100 тыс. тонн, если будет принято соответствующее политическое решение? Кушать ли у нас для этого головное предприятие, стапель (сухой док), необходимая кооперация соисполнителей?

– Площадки для постройки подобного корабля кушать. Только у ОСК – две подходящих верфи. Работы, о которых идет выговор, способен выполнить, например, «Севмаш», а основную доля корпуса, при определенных технологических решениях, могут выстроить на Северной верфи (после того, будто на ней завершится модернизация и появится построечное пункт размером 250 на 70 метров). Большое построечное пункт будет эксплуатироваться на заводе «Звезда» на Дальнем Востоке; думаю, справился бы с работой и севастопольский завод «Бухта». То есть, если мы говорим о судостроительной промышленности России, построечные места де-факто уже существуют. Нам в ОСК уверенности в своих силах добавляет и тот эксперимент, который мы получили при модернизации авианосца «Викрамадитья» – его в свое пора пришлось практически строить наново. Наконец, в корпорации есть люд, которые в деталях знают, будто осуществить ремонт тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Другой момент, на котором бы я остановился, – силовая установка будущего авианосца. Сейчас мы строим ледокол с атомной силовой установкой мощностью 60 мегаватт, какой будет использовать принцип электродвижения. В ближайшее пора приступим к строительству его собрата – с установкой, мощность которой уже 120 мегаватт. Полагаю, это более чем убедительные примеры того, что в России кушать необходимые компетенции по строительству мощных и надежных кораблей. Я не затрагиваю сейчас проблема систем вооружения, средств РЭБ, связи. Все это уже давным-давно реализовано на кораблях, находящихся в боевом составе флота. Потому говорить, что в России дудки каких-то технологий, которые не давали бы нам возможность выстроить авианосец, будет неправильно. Повторю: мое глубокое убеждение в том, что мы в состоянии создать подобный корабль. Остальное – нюансы.

– Каким будет новоиспеченный эсминец «Лидер»? Насколько известно, военное ведомство в сегодняшнее время уточняет ТТЗ к этому перспективному кораблю. Будто будет выглядеть по срокам стройка и ввод в боевой состав ВМФ корабля этого типа?

– Давайте дождемся выхода государственной программы вооружения на 2018–2025 годы и вернемся к этому разговору. Проектирование перспективного корабля мы вовек не бросали: есть определенные заделы, наработки по эскизному и техническому проектированию. Совсем очевидно, что постройка эсминца «Лидер» после ранее созданных нами тяжелых атомных крейсеров типа «Петр Великий» и других кораблей первого ранга – с точки зрения технологий и наших возможностей – вопросов не вызывает. Если же возвращаться к возможным местам постройки, то к уже перечисленным выше предприятиям добавляются «Адмиралтейские верфи» и «Балтийский завод», которые также строили корабли подобных классов. Потому для нас постройка перспективного эсминца – это не проблема. Самое главное – это нашим флотоводцам определиться, какой корабль им требуется, и мы задачу выполним.

ВМФ России: задачи, проблемы и перспективы отечественного военного кораблестроения

Тут должен сказать о некоторых наметившихся тенденциях. Мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда приходится владеть дело с относительно небольшим водоизмещением перспективных кораблей, в то же пора вооруженных мощнейшими боевыми системами. Подлинно, чтобы ходить в дальней океанской зоне, нужно, наверное, иметь корабли определенного водоизмещения. Будто с точки зрения автономности, этак и с точки зрения комфорта экипажа. Потому вопрос сегодня во многом состоит в том, чтоб найти баланс между водоизмещением и оружием, размещенным на борту корабля. Если такое понимание сформировано, мы в дальнейшем легко сможем перебежать к практической работе.

– Закладка двух первых подводных лодок проекта 636.3 – «Можайск» и «Волхов» – для Тихоокеанского флота намечена на крышка июля 2017 года. Чем эти субмарины будут выделяться от аналогичной серии подводных лодок для Черноморского флота?

– Разумеется, технологии на месте не стоят, и появляются новые модернизированные системы корабля. Наверное, чего-то сверхнового на этих лодках ожидать не стоит. Основной резон был в том, чтобы дать Тихоокеанскому флоту надежное и проверенное оружие, и сделать это довольно быстро. В результате же срок строительства этих лодок у нас уже начинает близиться к двум годам. Это лишнее доказательство того, что строить длинные серии однотипных кораблей – это наилучшее решение с точки зрения экономики и сроков выполнения поставленных задач. В этом случае мы имеем возможность экономить, а кроме того, уже знаем, что не потребуется выполнять вдруг появившиеся опытно-конструкторские работы и разыскивать технические решения, которые оттягивали бы сроки сдачи корабля.

ВМФ России: задачи, проблемы и перспективы отечественного военного кораблестроения

Подводная ладья проекта 636.3 – надежная и проверенная машина. Если же сообщать о следующем поколении субмарин этого класса, то, чтоб быть ближе к основным мировым аналогам, мы, разумеется, делаем ставку на лодки серии «Лада». Они будут владеть существенно более высокие эксплуатационные и технические характеристики.

– Что можно произнести о проектировании и постройке крупных корветов: до 4 тыс. тонн, а порой говорят и 8 тыс. тонн?

– Все зависит от позиции нашего заказчика. То кушать каким образом он сформулирует требования в отношении корабля для дальней морской зоны. Мы по этим вопросам немало спорили. Скажем, корабль проекта 22350 у нас фрегат. А проект 11356, находящийся к нему в весьма близких размерениях, – почему-то дозорный корабль. В итоге и то и другое решили именовать фрегатами. Всех это вроде бы примирило, успокоило. Дискутировать можно и дальше, однако возникает вопрос – для чего? С точки зрения реального применения и тот и иной корабль способны работать в дальней морской зоне, для этого они целиком приспособлены. Имеют все необходимые технические средства и несут на себе достаточный объем оружия, чтоб защищать целые эскадры кораблей.

– Будто идет капитальный ремонт и модернизация крейсера проекта 1144 «Адмирал Нахимов»? Когда флот получит корабль? Существуют ли в ОСК замыслы по созданию перспективного крейсера?

– Первоначально у нас были предположения, что кое-что из систем этого корабля могло бы не претерпевать серьезных изменений. Однако когда мы вычистили все до голого корпуса, то поняли, что ничего, кроме этого самого корпуса, практически не останется. За исключением, может быть, неких ремонтных работ по энергетической установке, линии гребных валов – из того, что имеет возможность восстановления. Потому по логике вещей лучше было хвататься за строительство нового корабля.

– Модернизация может стать дороже?

– Современные технологии строительства и другие современные решения, будто правило, уже реализованы на серийных системах, узлах и агрегатах, и оттого – дешевле. Мы рады, что совместно с Министерством обороны движемся в направлении обеспечения полного жизненного цикла изделий, и, разумеется, выполним задачу. Но в данном конкретном случае нужно найти в себе мужество и произнести: прошло 35 лет эксплуатации – корабль необходимо отправлять на разделку. Ранее электронные системы менялись со скоростью примерно одинешенек раз в 20 лет. С появлением полупроводников ситуация стала меняться куда резче. Сейчас обновление электронно-компонентной базы может протекать чуть ли не один в год. Причем эта скорость и дальше будет нарастать с точки зрения мощности и возможностей радиоэлектронного оборудования. А оно с каждым годом становится более компактным. Если ранее, к примеру, гидроакустический комплекс занимал несколько отсеков, то сейчас мы можем, образно говоря, уложиться в одну стойку. Тут мы опять возвращаемся к вопросу о геометрических размерах корабля и его водоизмещении. То кушать к тому, так ли ныне необходимы десятки тысяч тонн водоизмещения для перспективных кораблей.

– То кушать требуется ли нам ныне корабль именно подобного водоизмещения?

– Зависит от того, для чего требуется. Полагаю, мы должны начинать строить корабли по новым принципам, сообразно которым модернизация (с учетом скоро меняющейся электронной компонентной базы и требований к основополагающему оборудованию) будет шагать такими же быстрыми темпами. Ведь в какой-то момент – чрез пять лет или чрез семь лет – я уверен, у нас на кораблях практически не останется медных или алюминиевых проводов, а будет лишь оптоволокно. Это, в свою очередность, диктует принципиально новый подход к ремонтам и ко всему остальному. Тенденция к миниатюризации аппаратуры, при сохранении таких же мощностных параметров, сохраняется. Приведу лишь одинешенек пример: кто мог представить, что мы с вами будем глядеть телевизор с телефона на руке. А прошло-то итого десять лет. Вдумайтесь, итого лишь десять лет! При этом стоимость и технологичность поменялись кардинально.

ВМФ России: задачи, проблемы и перспективы отечественного военного кораблестроения

Если ранее все собиралось из огромного количества маленьких деталей, каждая из которых имела риск неправильного контакта, а радиоэлектронику называли «наукой о контактах», сейчас ничего подобного дудки. Мы имеем практически одинешенек кристалл, который все считает, все отображает, все конвертирует. И это тенденция, которую уже не застопорить. Уверяю вас, что и с боевыми кораблями будет выходить нечто похожее. Конечно, мы гораздо более консервативные. Разумеется, водоизмещающий корпус – это понятная физическая конструкция, обладающая определенного рода свойствами. Однако все, что происходит внутри нее, – это уже совсем другое.

Рекомендуем почитать :  Севморпуть обеспечит рынок центра России отечественной рыбой с Дальнего Востока

Вот смотрите: если ранее у нас были механические и гидравлические приводы, сейчас все больше и больше переходим на приводы электрические. Соответственно, одной из ключевых компетенций судостроителя становится не железо и не корпуса (которые ранее были в основе всего), а электронная зодчество и системы управления кораблем и боевыми средствами. И в целом – зодчество, позволяющая либо быстро модернизироваться под меняющуюся компонентную базу, либо дудки. Нам вместе с нашими проектантами придется уходить от стереотипов, чтоб строить корабли пятого поколения. И это одинешенек из самых главных вызовов, преодолев какой мы закрепим за отечественной промышленностью конкурентоспособность наших изделий.

– То кушать уже 25–30 тыс. тонн водоизмещения не потребуется для того, чтоб красиво резать волну?

– Наверняка потребуется. Однако мы уже будем сообщать про большие десантные корабли, про корабли универсальные – для выполнения миссий, в соответствии с целями военной доктрины, которые поставит перед нами страна. Президент России, наш Верховный главнокомандующий, прав, когда говорит, что, наверное, уже хватит терпеть подобное касательство к нашему государству со стороны США и стран Запада. Мы мирные люд, зачем же так-то с нами? Тем более что все последние политические демарши против России на поверку оказываются элементарной…

– Борьбой за свои экономические интересы?

– Абсолютно. И это излишний раз свидетельствует, что мы имеем дело с весьма циничным миром капитала, какой нисколько не изменился со времен Маркса и Энгельса. Когда бизнесмен за 300% прибыли «удавит маму родную». Ну-ка а если нет принципов, то о чем дальше сообщать? Просто мы должны быть готовы к тому, чтоб защищать наши национальные интересы. Абсолютно же очевидно, понятно любому, что одна шестая доля суши никогда и никого не оставит равнодушным.

– Каким образом и в какие сроки будет осуществляться ремонт ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов»? Что нового в результате получит корабль?

– Ждем принятия Государственной программы вооружений, в которой будут зафиксированы бюджеты, привязанные к определенному объему работ. Ну-ка и, соответственно, сроки. Надеемся и готовимся к тому, что эта труд начнется в будущем году. И если, в частности, вернуться к «Адмиралу Нахимову», мы весьма много новых технологических решений применяем будто раз для выполнения конкретно этого ремонта. Будто было раньше? Во многом шли путем проб и ошибок. Случалось, что перенесли место крепления детали, смотрим – а ведь сейчас не подходит! Чтобы избежать подобного рода нестыковок, мы сделали 3D-сканирование итого корпуса крейсера «Адмирал Нахимов». Увидели, что расхождение по ряду поверхностей корпусных деталей в некоторых случаях достигает до полуметра. Были и определенные проблемы с заводскими чертежами, этак называемой «синькой».

Значит, необходимо формировать нормальные электронные модели, в которых будут учтены все изменения. И, разумеется, внедрять такой инструмент, будто судометрика, который подразумевает точное изготовление итого необходимого оборудования в машиностроительных допусках, что позволяет решать весьма много проблем. И вот эту методику мы сейчас на «Нахимове» применяем.

ВМФ России: задачи, проблемы и перспективы отечественного военного кораблестроения

Вы не поверите, конструкторы сказали: благодарю большое, что вы нас подтолкнули к этому мероприятию, потому что, мол, начали соображать, сколько бы возникло трудностей и проблем, если бы не прибегли к этому шагу. Соответственно, возникли бы задержки в ходе модернизации корабля. Наука и техника в руках опытных людей вечно дают положительный результат. Потому надеемся оперативно наверстывать отставания. Они, если и будут, не по вине «Севмаша». Скорее могут быть связаны с тем, что, будто всегда, начнут насыщать корабль какими-то новыми системами, которые ранее специально для этого корабля не разрабатывались. Потому очень бы хотелось, чтоб история каждого конкретного корабля следовала в рамках его жизненного цикла. Прошли определенную точку, определились с изделием – и дальше его не меняем. Лишь после этого – наша труд по строительству. Приведу итого один пример. Сколько строился «Титаник», знаете?

– Если мне не изменяет память, то он был построен довольно быстро, не то за три, не то за четыре года.

– За два. То кушать представьте себе, начало XX века, махина длиной 300 метров. Между тем судостроители пять лет занимались подготовкой производства и разработкой документации! Анализируя же подчас наши недостатки, мы в очередной один убеждаемся: добрыми намерениями устлана путь в ад. Мы торопимся, мы вынуждены строить параллельно с разработкой документации. И подчас даже не понимаем, что в конечном итоге будет стоять на корабле, будто оно будет выглядеть. То кушать, не имея привязки к конечным изделиям, пытаемся вовремя уложить корабль. Это примерно этак же, как если бы вы, начиная у себя в квартире ремонт, вначале все сломали, а потом сказали – а сейчас буду думать, что я тут хочу в итоге видеть. Что дальше происходит? То розетки забыл сделать, то трубы проложить, то простереть проводку, и давай снова разламывать, снова грязь, снова уборка. После стенку не там поставил, и надобно все сначала начинать. Подобный ремонт будет бесконечным, весьма дорогим и очень глупым. Примерно то же будет и в кораблестроении, если менять задание по ходу строительства.

Если же мы заране договоримся, что, например, не будем подавать ценовые предложения до момента завершения технического проекта и поменяем подход (в том числе нашего заказчика) к разработке новых изделий, разом увидим экономию по времени и деньгам. Ведь чем дольше мы строим, тем дороже стоит изделие. Было бы здорово, если бы уже сейчас, по поручению президента страны, которое он дал после заседания Союза машиностроителей, были разработаны новые принципы в ценообразовании, создающие стимулы экономить издержки. Уверяю вас, последние семь или десять лет никто в судостроении об этом не заботился. Попросту это было не нужно. Существующая формула цены будто бы говорит: ребята, копите издержки, убеждайте в том, что вы подлинно потратили столько денег, – и это будет ваша стоимость. Ну, это же тоже не государственный подход!

– Мы конкурентоспособны на рынке всемирный морской техники?

– Конечно.

– Наши корабли стоят в одном ряду с лучшими образцами морской техники других кораблестроительных держав?

– Абсолютно. Особливо если речь о новых разработках, которые сейчас стоят у нас на стапелях. Конечно и все то, что мы готовим к запуску. Имею в виду технический и научный задел по лодкам пятого поколения, будто атомным, так и неатомным. Даже если сравнивать 636-е семейство и лодки проекта 677 «Лада», разница в акустических полях будет кратная.

– То кушать ниже естественного уровня шумов в море?

– Ниже уровня шумов в море мастерить ее ни к чему. Однако приблизиться к этому показателю хотелось бы. Мы считаем, что если главное заявка к подводным лодкам – их скрытность и автономность – будет достигнуто в рамках поставленных перед нами задач, то я вас уверяю: это будут весьма и весьма конкурентоспособные изделия. И не стоит забывать: наш заказчик – Военно-морской флот – весьма искушенный и очень хорошо информированный. Задачи нам ставит, исходя из того, чтоб иметь преимущество, необходимое на поле брани. Дай Господь, конечно, нашим морякам избегать прямых военных контактов.

– С воздухонезависимыми установками для наших неатомных подводных лодок проблема, как я полагаю, будет решен уже в самое ближайшее пора?

– Мы надеемся, что выйдем на консолидированную позицию Министерства обороны и Минпрома по разработке этого технологического решения в конце этого – начале следующего года.

Ключ

Новый авианосец ДЛЯ ВМФ России

Российский авианосец «Проект 23000 «Шторм». Перспективный проект ВМФ России

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, всегда проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совсем безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Новости России
Luchatta.ru

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*