Главная » Новости » Образование: возвращаемся назад в будущее

Образование: возвращаемся назад в будущее

Система образования по классическим «чертежам»

Автор – Сонар2050

Весьма многие люди убеждены в том, что современные технологии изменят школы и вузы до неузнаваемости. Образование переедет в онлайн, студенты по интернету будут внимать лекции лучших профессоров планеты, историю заменит игра «Цивилизация», вместо учебников и тетрадок будут планшеты, классно-урочная система уступит пункт индивидуальному подходу к ученику, причем любой из них сможет формировать себе учебную программу исходя из желаний, возможностей и потребностей…

Какой бы консервативной не была система образования, однако общественное суждение давит на нее довольно серьезно. Более того, кушать эксперты, которые считают, что традиционная система постсоветского образования будет деградировать и сломается где-то к середине 20-х годов XXI века (смотреть «Будущее образование: глобальная повестка»). Потому правительства волей-неволей обратятся к новаторам за советом.

Таким образом, разработка современной образовательной концепции и для России, и для Беларуси стоит на повестке. О чем, уместно, буквально на днях говорил президент Лукашенко на республиканском педсовете.  Однако прежде чем заниматься созданием современной системы образования, стоит адресоваться не только к футуристическим наброскам теоретиков, однако и к вполне конкретному историческому опыту.

После Октябрьской революции советской власти тоже пришлось отстраивать школу наново. И в этом добилась она впечатляющих успехов. Советское образование для своего времени было весьма прогрессивным и эффективным. Его заимствовали многие страны – так, Финляндия, общеобразовательная школа которой ныне считается лучшей в Европе.

 Идеи и гаджеты основы XX века

В начале XX века в образовании тоже ждали грандиозных перемен, связанных с техническим прогрессом. Теоретики практически похоронили уже классическую гимназию. Школу XXI столетия представляли примерно так:

Образование: возвращаемся назад в будущее

Учитель и ассистент «загружают» познания ученикам прямо в мозг. Французская открытка 1900

Американский изобретатель Томас Эдисон предполагал, что книги скоро вообще исчезнут из школы, а кинематограф заменит все учебники. А отчего бы и нет. Фильм даже на техническом уровне основы XX века вполне может быть средством обучения, а радио позволяло внимать лекции на любом удалении от места учебы.

Образование: возвращаемся назад в будущее

Австралийская девочка Мэри Джейн с чудо-книжкой, которая проводит радиоуроки и рассказывает сказки на ночь. Фото из журнала «Science and Invention», 1924 г.

То же самое, однако в виде схемы:

Образование: возвращаемся назад в будущее

«Современной» идее о том, что вместо лекций в Бобруйске или Урюпинске, биллион студентов сможет прослушать курс в Гарварде, на самом деле уже больше ста лет.

Таким образом, большевики (будто и мы сегодня) жили в обществе, в котором прогрессивная общественность ожидала поистине революционных реформ в образовательных технологиях и педагогических методах.

В эмиграции Ленин попросил Крупскую систематизировать современные представления о педагогике, чтоб представить себе школу будущего. По исследованию Надежды Константиновны («Народное образование и демократия»), выходило этак, что старая школа, в которой преподаватель линейкой бьет учеников по пальцам и запихивает им в головы устаревшие, не нужные для будущей жизни познания, уже отживает свое. Школа должна подавать так называемые «полезные» познания. Короче говоря, поменьше теории и побольше практических навыков.

Подобные идеи весьма популярны и сегодня – вот одна, другая, третья из многочисленных статей на эту тему.

В теории эти концепции выглядят увлекательно. Тот же Ленин весьма высоко оценил работу супруги и добился ее публикации в виде книги. А вернувшись из эмиграции, считал «Народное образование» вполне подходящим рабочим планом. Однако Владимир Ильич не имел педагогического опыта. Между тем, практическое реализация просветительских задач внесло значительные коррективы в первоначальные замыслы советской власти.

Заворот к традиционной школе  

Следующим ресурсозатратным проектом оказался ликбез. В каждой деревне, в которой насчитывалось больше 15 неграмотных, нужно было создать этак называемый ликвидационный пункт – и подавать хотя бы 6 часов занятий в неделю. После ликбеза следующий этап – война с малограмотностью. Нужны были миллионы новых учителей, которых тоже потребовалось выучить.

Образование: возвращаемся назад в будущее

По данным переписи 1939 года в большинстве регионов СССР неграмотность была ликвидирована. До революции умеющие декламировать и писать составляли приблизительно 45% населения.

Последовательно решая образовательные задачи, шаг за шагом новая советская система волей неволей возвращалась к традиционной гимназии. Однако в отличие от дореволюционной России это была единая школа, для всех, безотносительно социального и национального происхождения.

 Элитарная классика

В 30-е годы в школы и вузы вернулось преподавание истории, которую поначалу отбросили будто бесполезный пережиток дореволюционного прошлого. Причем вернули в гораздо большем объеме, чем ранее.

То же самое произошло с русской классикой. Литературу вернули в качестве предмета, причем это были неплохо продуманные, хронологически выдержанные курсы с нужными акцентами. Тяжело поверить, но до революции гимназисты, так, не изучали Пушкина. Составители программ ранее посчитали его творчество не нужным в курсе русской словесности. В советской же школе десятки миллионов мальчиков и девочек, проходя чрез общеобразовательную систему, читали Пушкина, Толстого, Достоевского.  

Образование: возвращаемся назад в будущее

Советское просветительство знакомило с классической эллинской культурой ДОШКОЛЬНИКОВ. Уникальный эксперимент по приобщению народа к элитарным ценностям. Басни Эзопа в переводе Льва Толстого.

Стандартная школьная программа

Будто оказалось, прогресс не сильно меняет содержание образования. К этим выводам пришли советские педагоги. Вероятно, то же самое предстоит постигнуть и нам. Как сто лет назад, этак и сейчас в школе ученик должен:

Рекомендуем почитать :  Когда Пётр I стал «великим»?

1.      Завладеть навыками правильной устной и письменной речи. Не имеет большого значения, пишет он в тетрадке чернильным пером сочинение или же ведет в соцсети блог под контролем учителя. Мыслительная деятельность и критерии оценки – суть одни и те же.

2.      Владеть какие-то знания по математике и геометрии.

3.      Миновать курс естественных наук: физика, химия, биология. Опять же, неважно чем он пользуется при подготовке школьного реферата. Разница между Википедией и словарем Брокгауза и Эфрона не столь уж существенна. Привычные нам принципы составления энциклопедии сложились еще в XVIII веке.

4.      Знать иноземный язык. Раньше для языковой практики ученики нередко переписывались со сверстниками заграницей. Сейчас благодаря Интернету это мастерить намного проще, можно знаться на форумах и в соцсетях, однако в целом ничего не меняется. Естественно, нужно уметь употреблять компьютером, но это уже подразумевается само собой.

5.      Познакомиться с отечественной и всемирный культурой, в первую очередь, литературой и кинематографом. Т.е., декламировать, смотреть и слушать – другого способа не придумали.

6.      История. Она не поменялась.

7.      Физкультура, здоровье, география и т.п. «разгрузочные» уроки, чтоб дать мозгам отдых.

Это стандартная «гимназическая» программа. За последние столетия неоднократно пытались выдумать более эффективную, интересную, современную концепцию обучения. Вечно эти отступления вели к падению уровня знаний, школьный материал терял структурность, утрачивалось понятийное мышление. Гаджеты – хорошая предмет для того, чтобы повысить эффективность учебного процесса, однако учебный процесс не может быть превращен в изучение гаджетов.

 Москва – Чикаго. Счет 1:0

После запуска первого искусственного спутника Земли в американском руководстве возникла дума, что такой успех советской космонавтики невозможен без сильной системы образования. Журнал «Лайф» при содействии американских и советских дипломатов провел увлекательный эксперимент.

Взяли двух шестнадцатилетних ребят. Алексея Куцкова из Москвы и Стивена Лапекаса из Чикаго. К обоим на цельный месяц приставили корреспондентов, которые все пора были рядом с ними: на уроках, во пора досуга, в библиотеке, в бассейне, – в общем, всюду. Так они хотели выяснить, что в СССР и в США подразумевают под хорошим средним уровнем школьного образования.

Образование: возвращаемся назад в будущее

Обложка журнала «Лайф», март 1958 года. После этой публикации в США началась реформа образования

 Результаты исследования, мягко говоря, удивили американских читателей:

«Хотя Алексей и Стивен ровесники, Алексей будто минимум на два года опережает по образованности. 

Стивен изучает английский, американскую историю, геометрию и биологию. Для него самый сложный объект – геометрия, поэтому его матери приходится платить 4 доллара за час дополнительных занятий в неделю. Список предметов у Алексея намного больше, и по всем он равно хорошо успевает.

Алексей читает Шекспира и Шоу, а Стивен лишь закончил приключенческую книгу Стивенсона.

Оба юноши активно занимаются спортом. Стивен 11 часов в неделю плавает в бассейне. Алексей ходит в волейбольную секцию три раза в неделю и еще пять один в неделю занимается музыкой. Стивен любой день встречается со своей девушкой, любит случаться на вечеринках и танцах. У Алексея же почитай нет свободного времени, а взаимоотношения с девушками явно отстают от американского стандарта.

Стивен компанейский, с чувством юмора, лидер во всех школьных мероприятиях. Алексей работящий, целеустремленный, даже агрессивный.

Советская школа уделяет большое внимание фундаментальным научным предметам – химии, математике, физике, астрономии, однако у Алексея хорошая подготовка и по литературе и языкам. Кушать, правда, проблемы с историей, однако отнюдь не по вине ученика: после смерти Сталина школьный курс переписывается, и испытание по современной истории покамест отменен. И вообще в России и Восточной Европе у детей больше резона обучаться. В СССР ученые и инженеры – представители новой аристократии, и один-единственный путь влиться в ее ряды – это образование».

 Этак была выстроена вполне передовая и конкурентоспособная образовательная система. Вполне возможно, что классические «чертежи» не устарели и в XXI веке. 

Ключ

Андрей Фурсов — Западная система образования

 

Муравьева Ольга Сергеевна — Будто воспитывали русского дворянина 

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, всегда проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совсем безплатные. Приглашаем всех интересующихся…

Новости России
Luchatta.ru

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*